Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Данный документ регулирует обширный спектр вопросов, направленных на более эффективное управление лесной отраслью страны и контроль за исполнением принятых решений. Определяются особенности финансирования, организации и мониторинга переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Изменения в лесном законодательстве в первую очередь касаются осуществления переданных полномочий в области лесных отношений субъектами РФ и порядке их изъятия, критериев оценки эффективности деятельности субъектов, финансирования переданных полномочий, ответственности за организацию и осуществления контроля эффективности и качества исполнения этих полномочий, а также правах руководителя контролирующего органа.
Многие нормы, представленные в федеральном законе, работали и ранее, однако такое масштабное объединение сложившихся принципов деятельности лесной отрасли нашло отражение в изменениях к Лесному кодексу впервые за долгое время. Согласно федеральному закону, подписанному Президентом, статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации излагается в новой редакции в которой отражены изменения, внесённые в последние годы в законодательство. В частности, органам государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений передается осуществление таких полномочий как:
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в бессрочное пользование, аренду, безвозмездное пользование;
- заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда;
- подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
- установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;
- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Крайне важно, что за субъектами РФ законодательно закрепляется осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров. При этом выполнение взрывных работ и искусственному вызыванию осадков при тушении лесных пожаров остается за ФБУ «Авиалесоохрана». Согласно новому закону за регионами закрепляется проведение работ по защите леса, воспроизводства лесов, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, а также разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, а также ведение государственного лесного реестра.
Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данным федеральным законом существенно расширяется не только круг обязанностей органов власти субъектов РФ, но и Федерального агентства лесного хозяйства. В частности, в законе говорится, что «ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений», – то есть Рослесхозу. В качестве контролирующего органа, Федеральное агентство лесного хозяйства наделяется следующими полномочиями:
- одобрение кандидатуры на должность руководителя органа исполнительной власти в области лесных отношений в субъекте Российской Федерации;
- контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, а также контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов, связанных с осуществлением переданных полномочий.
Федеральное агентство имеет право направлять в регионы обязательные для исполнения предписания об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений или о внесении в них изменений. Также Рослесхоз может требовать устранении выявленных нарушений.
Вступившими в силу изменениями в Лесной кодекс, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет оценку эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий. При неудовлетворительной оценке Рослесхоз имеет право инициировать процедуру изъятия с 1 января следующего года соответствующих переданных ранее полномочий у органов государственной власти субъектов РФ. Механизм изъятия полномочий досконально прописан во вступившем в силу документе.
В статье 11 принятого федерального закона четко прописано, что руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий, вправе выносить руководству региона предписания и давать указания об устранении выявленных нарушений, обязательные к исполнению. Также он обладает правом вносить руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий.
Также в документе подробно прописаны права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих обязанностей, касающихся переданных полномочий в области лесных отношений.
Говоря о финансировании переданных полномочий, необходимо отметить, что средства на их осуществление, согласно действующему законодательству, предоставляются субъекту РФ в виде субвенций из федерального бюджета. Объем субвенций определяется для каждого региона индивидуально, исходя из реальной потребности каждого субъекта. Одно из основных правил состоит в том, что субвенции, перечисленные субъекту для осуществления переданных полномочий, не могут быть использованы на иные цели. Контроль за использованием денежных средств также возложен на Федеральное агентство лесного хозяйства.
По материалам сайта Федерального агентства лесного хозяйства (http://rosleshoz.gov.ru).